вторник, 20 апреля 2010 г.

Должен ли библиотекарь быть краеведом? (мастер-класс в г. Березовском)

Должен ли библиотекарь быть краеведом, чтобы вести краеведческую деятельность? Над этим вопросом размышляли и дискутировали участники мастер-класса «Краеведческие исследования в электронных ресурсах», который прошел 19 апреля в Центральной библиотеке г. Березовского.

Мастер-класс провела главный библиотекарь методико-библиографического отдела Наталья Шайдурова. В прошлом году она стала лауреатом премии Министерства культуры Свердловской области «Путь к успеху» в номинации «Библиотекарь XXI века».

Поясню название мастер-класса, которое при первом прочтении может показаться непонятным. Речь идет о создании электронных ресурсов, которые и являются конечным итогом краеведческих исследований. В результате таких исследований были созданы полнотекстовые, проиллюстрированные фотоматериалами базы данных «Воинская слава Березовского», «Улицы и памятники Березовского», «Березовский спортивный», «Календарь знаменательных дат» и виртуальные экскурсии по истории города в виде слайдовых презентаций.

Еще одним ноу-хау коллектива стали пресс-клиппинги – подбор краеведческих статей в периодике за определенный период времени. В переводе на наш библиотечный язык, это папки-досье в электронном виде.

Так случилось, что моя многолетняя библиотечная практика вплотную не была связана ни с краеведческой, ни с библиографической деятельностью, но результаты работы Натальи и ее коллег меня очень впечатлили. Замечательный пример сочетания традиционных библиотечных и новых информационных технологий, замечательный результат сотрудничества библиотекарей и краеведов!

И все-таки, должен ли библиотекарь быть краеведом, хотя бы для того, чтобы вести краеведческие исследования?

З.Ы. Вот такое мозаичное панно встречает читателей в холле центральной библиотеки г. Березовского


Татьяна Артемьева, методист методического отдела СОУНБ им. В. Г. Белинского

10 комментариев:

  1. Если вопрос такой конкретный - то, наверное, "не должен". Но очень желательно, чтобы библиотекарь ЗНАЛ про местных краеведов, любил свой край, хотел поделиться своими знаниями с читателями и жителями своего города. А информационные технологии и коммуникативные навыки ему в этом очень помогут. Спасибо, Берёзовский, за ресурсы!
    Ждем от ваших авторов статей в этом блоге.

    Спасибо, Татьяна, за пост ))

    ОтветитьУдалить
  2. Вот и участники мастер-класса тоже решили, что не должен, но очень желательно и т.д. Но тут возник другой вопрос: где эта грань и как соблюсти баланс? Этот вопрос остался открытым

    ОтветитьУдалить
  3. А я считаю, что любой библиотекарь должен быть краеведом (ну разве что библиотекари самых больших библиотек - не все). Любая библиотека находится ГДЕ-то, в каком-то месте. В ней собираются местные писатели, выставляют работы местные художники, фотографы и т.д. Поэтому даже библиотекари, напрямую не работающие с краеведческой информацией (каковыми являются библиографы), обязательно должны владеть краеведческой информацией. А иначе как общаться с местным сообществом?!

    *краеведение понимается здесь как любая информация, связанная с краем, а не только
    историческое краеведение, как чаще применяется/

    С уважением, Юлия, автор и модератор блога ГУНБ Краснояр. края

    ОтветитьУдалить
  4. Юлия, очень приятно видеть Вас!
    Ваш блог и ваш коллектив, на мой взгляд, явление уникальное )). Не знаю, много ли найдется аналогов в региональных библиотеках такого ... духа (любви, эмоций, знаний о своем крае).

    Не могу сказать про все библиотеки, но в нашей областной: библиограф отдельно, краевед-библиограф - отдельно. С местным сообществом общаться можно, ведь не всегда ему необходима именно краеведческая информация.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, МаЯк, за теплые слова :))) оч. приятно.

    У нас тоже библиографы отдельно от краеведов-библиографов. Но первые тоже с краеведением волей-неволей связаны: виртуальная справка (бывают и краеведческие запросы), аналитические справки для нашего Министерства культуры и т.п.

    В нашей библиотеке любой отдел обслуживания занимается еще и досуговой деятельностью. Организуют какие-то встречи, конкурсы, концерты и т.п. Надо хотя бы знать, кого пригласить из города (края), а ведь это тоже краеведение. + к таким мероприятиям часто готовятся выставки, обязательной составляющей которых явл. краеведческая литература.

    Вобщем, может это я фанат краеведения, но без него я не вижу современной востребованной библиотеки :)

    Да, кстати, недавно была на очередной сессии в Школе молодых ркуоводителей учреждений культуры (есть у нас такая), там про краеведение тоже ОЧЕННО много говорили, особенно приезжие преподаватели-тренеры из Москвы Лисицкий А. и Зайцева С.

    ОтветитьУдалить
  6. Действительно, "волей-неволей". Наш библиограф (детской библиотеки) напрямую работает с информационно-краеведческим отделом городской библиотеки, знает многое о истории Урала ввиду личных интересов. Ведет краеведческую картотеку статей, по любому вопросу о крае может проконсультировать!!! Наша Живая краеведческая справка!))

    ОтветитьУдалить
  7. А вот в вузовских библиотеках краеведение как-то второстепенно, мне кажется. Хотя нашей коллегой (при помощи и поддержке всего отдела) созданы 2 части указателя История Урала.
    Но, с другой стороны - университет ведь тоже можно считать "краем".
    Вот я сейчас работаю над базой "УрГУ в СМИ" - вполне себе краеведческое занятие, значимое как в масштабах университета, так и региона :)

    ОтветитьУдалить
  8. Как тесен мир! Kraevushka (привет сибирякам!) ссылается на тренеров-москвичей (привет Школе библиотечного лидерства! Н. Е. Прянишникова в этом списке не хватает!)... Тут есть, на мой взгляд, одна такая тонкая вещь: наши краеведы смотрят с умилением назад, в прошлое (это важно, конечно, но...), а упомянутые москвичи - с интересом вперед, в будущее; их фишка - проекты...

    ОтветитьУдалить
  9. Довелось побывать на краеведческой конференции однажды... Так вот, уровень докладов сотрудников краеведческих музеев и уровень как бы докладов библиотекарей-краеведов - две большие разницы. Надо заниматься своим делом - информацией о крае: сбором, адекватным отражением в электронных БД,поиском, информационным сопровождением науки. А исследовать исследования... Зачем?

    ОтветитьУдалить
  10. Большое спасибо всем коллегам, кто приехал на мастер-класс в Берёзовский, мы получили отличные впечатления от общения, будем рады снова увидеть всех желающих в гостях. А цели,методы,формы краеведческой деятельности могут быть разными, лишь бы они удовлетворяли запросы пользователей

    ОтветитьУдалить