среда, 20 июня 2012 г.

Методист библиотеки: знать, уметь, быть!

В начале октября учебно-методический отдел Белинки планирует проведение традиционной Школы методиста на базе Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила. Сейчас обсуждается программа Школы, приглашаем всех заинтересованных  высказаться.
На мой взгляд, совершенно необходим разговор о том, что условно можно назвать "синдромом конечной остановки": многим кажется, что после бурных дискуссий конца прошлого века о судьбе методических отделов в библиотеках здесь все более-менее (по сравнению с другими библиотечными службами) стабильно, устойчиво, "конечно". А между тем, ИМХО, именно методисты ("крепкие" профессионалы по умолчанию) должны (?) и могут (?) стать движущей силой в формировании адаптивной культуры библиотекарей. Предлагаю обсудить "Я-концепцию" современного библиотечного методиста, поговорить о методисте читающем, говорящем, пишущем, думающем. Как мне кажется, актуальна проблема под условным названием "Нет матрице!", можно попробовать сдвинуть ее на тренингах инновационной готовности методистов. По-новому стоит вопрос о профессиональных коммуникациях. И так далее, и тому подобное. Пишите, звоните, приезжайте.

21 комментарий:

  1. Когда-то давно М. Л. Попова, заместитель директора ЦГБ Нижнего Тагила, назвала методистов "библиотечными гайдарами". Какими качествами должен обладать лидер, в том числе библиотечный? На сайте "Частный корреспондент" опубликованы фрагменты из книги американского спеца по лидерству Д. Максвелла "21 обязательное качество лидеров» http://www.chaskor.ru/article/hotite_byt_pervym_budte_27259. Не без забавности список.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ссылку, очень любопытный список, заставляет задуматься. Подумалось: может быть дело в том, что методисты в библиотеках - неЛидеры? Или им не хватаем некоторых качеств из списка? Например, таких: инициативность, преданность делу, умение общаться и, самое главное!, ПЕРСПЕКТИВНОЕ ВИДЕНИЕ! Думаю, что многие методисты этим "грешат", или не видят перспективы сами, или не умеют показать ее другим, зажечь...

      Удалить
    2. А если вспомнить стратификацию библиотечных кадров "от " профессора Соколова, то к какой страте принадлежат в массе своей методисты? Наверно, к "авангарду" должны? Или достаточно, если это будут "крепкие" середняки? Несколько лидеров в одной библиотеке - "Лебедь, рак и щука"?

      Удалить
    3. Цитата: "Или им не хватаем некоторых качеств из списка? Например, таких: инициативность, преданность делу, умение общаться и, самое главное!"
      Как надоело заезженная преданность делу. Знаете, она иногда не развивает, а очень сильно тормозит процесс. Преданность делу становится тем болотом, в котором вязнешь.

      Удалить
    4. "Преданность делу"..., да, звучит как лозунг из советского прошлого...НО! Считаю, что без него никуда. Можно назвать это другими словами, но смысл, я думаю, понятен.
      И если методист не горит своей работой и не вкладывает душу и если, к тому же, он не Лидер, и, тем более, не "авангард", а так серединка на половинку, сам не знает куда двигаться, или знает, но никому не скажет, то это - крах методической службы как таковой в библиотеке!

      Удалить
    5. внучонт, думаю, что настоящие лидеры всегда смогут найти общий вектор приложения своих ресурсов. Хотя "крепкие" середняки в роли методистов - тоже неплохой вариант, главное, чтобы это был не "балласт"...

      Удалить
    6. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    7. "Преданность делу" - штамп, конечно. Но как много библиотекарей, которые ходят на работу только потому, что надо же где-то работать! Даже если ты не родился библиотекарем - найди в своей работе то, что будет "держать" (я не о зарплате!). ИМХО.
      И про лидеров. Это штучный товар, к тому же часто лидер библиотеки не в директорском кресле и не в методическом отделе сидит, а где-нибудь в недрах книгохранения "прячется".

      Удалить
    8. Полностью согласна и про "преданность делу", и про "найти в работе то, что будет держать", и про "штучный товар".
      Так ведь и надо этот штучный товар вытаскивать наружу, отряхивать пыль и давать некоторый простор для творчества, чтобы нашлось то, что может не только "держать", но и вдохновлять.

      Удалить
  2. ФБ только что "подбросил" еще тему: "Надо жить так, чтобы на социальные сети не хватало времени!"http://www.facebook.com/groups/105006176253782/
    Прямого отношения к Школе методистов это, наверно, не имеет, но все же...

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная инициатива областной библиотеки… но вот нужна ли такая Школа? На мой взгляд, на сегодняшний день, как и 90-х годах прошлого века, как никогда уместен вопрос: «А нужен ли методист в муниципальной библиотеке?» Ведь вполне естественно, что инициативные, креативные библиотекари, владеющие современными информационными технологиями, особо не нуждаются в разного рода советах и рекомендациях. Все необходимое сейчас есть в Сети – и информация, и идеи, и онлайн-сервисы. И если что-то нужно для работы, то, например, мне значительно проще найти все самой, нежели объяснять методисту (который чаще всего далек от непосредственной работы с читателями!) ЧТО и ЗАЧЕМ мне нужно, и тем более выслушивать совершенно ненужные рекомендации, и тем более – директивные указания!

    ОтветитьУдалить
  4. Хотелось бы услышать голос тех библиотечных систем, которые успешно развивается без методистов и методических отделов!

    ОтветитьУдалить
  5. Давно уже распалась единая система методического руководства библиотеками, поэтому и роль методиста должна меняться. Зачем «совершенно ненужные рекомендации, и тем более – директивные указания». Методист сегодня – это в первую очередь аналитик и исследователь, умеющий провести грамотный анализ, обобщить, систематизировать полученные данные, сформулировать проблему, предложить варианты решения данной проблемы. Может быть, методические отделы библиотек в скором времени станут консалтинговыми службами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Готовы ли к такой работе сами методисты? Что-то я сомневаюсь...

      Удалить
    2. И где это "водятся" такие методисты, которые "в первую очередь аналитик и исследователь, умеющий провести грамотный анализ, обобщить, систематизировать полученные данные, сформулировать проблему, предложить варианты решения данной проблемы"??? Если таковые имеются, их прямо-таки в бронзе отливать надо!
      А если серьезно, то методисты сегодня - писари, которые сдают тонны ненужных отчетов, у которых не остается ни сил, ни, самое главное!, желания на то, чтобы узнавать что-то новое и внедрять в своей (или своих) библиотеке.
      И это очень-очень печально!

      Удалить
  6. Грамотные и интересные "варианты решений" часто отвергаются или саботируются на всех уровнях. А "инициативные, креативные библиотекари, владеющие современными информационными технологиями" - единичны и на вес золота. Иногда методисту просто приходится "биться головой об стену", и очень долго...
    "Анонимному" просто не повезло с методистами.

    ОтветитьУдалить
  7. Есть ведь еще и такая проблема: дисбаланс между приверженностью традициям (что вообще характерно для профессии) и готовностью менять и меняться. Плохо, когда методист бьется головой об стену, настаивая либо на первом, либо на втором. Как найти золотую середину (и надо ли ее искать?)? Как бороться с саботажем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть приверженность традициям, а есть желание сидеть и ничего не делать, служа "выдавальщиком книг". Это разные вещи.
      Золотую середину пытаюсь найти весь свой срок методистом, ища и находя компромиссы. Но пришла к выводу, что это невозможно делать всегда и со всеми. Просто, если после "битья головой об стену" дверь не открылась, нужно искать другие двери в других местах. Или передать полномочия "долбежки" в этом месте на других :-)))
      А вообще у меня в отделе свободно место методиста (вечно!), второй год вакантно место методиста по работе с детьми. И что должен делать методист, каждый понимает по-своему.
      P.S.Кстати, капча сильно снижает желание писать комментарии

      Удалить
    2. О, да, желание сидеть и ничего не делать, или проводить мероприятия, никак не затрагивающие книги (худ. самодеятельность с переодеваниями). А тут вдруг какой-то методист предлагает какие-то новые формы работы... Реакция "выдавальщика книг" предсказуема...
      PS: присоединяюсь к высказыванию про капчу!

      Удалить
  8. Зачем методисту "биться головой об стену" очень долго?..Я считаю, что если я долго, бесполезно бьющийся методист, то лучше начать с себя и спросить: на том ли я месте? мое ли это дело? и ...уйти совершать великие дела в другом месте?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Каждый сам определяет важность, длительность и результативность.

      Удалить