В начале октября учебно-методический отдел Белинки планирует проведение традиционной Школы методиста на базе Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила. Сейчас обсуждается программа Школы, приглашаем всех заинтересованных высказаться.
На мой взгляд, совершенно необходим разговор о том, что условно можно назвать "синдромом конечной остановки": многим кажется, что после бурных дискуссий конца прошлого века о судьбе методических отделов в библиотеках здесь все более-менее (по сравнению с другими библиотечными службами) стабильно, устойчиво, "конечно". А между тем, ИМХО, именно методисты ("крепкие" профессионалы по умолчанию) должны (?) и могут (?) стать движущей силой в формировании адаптивной культуры библиотекарей. Предлагаю обсудить "Я-концепцию" современного библиотечного методиста, поговорить о методисте читающем, говорящем, пишущем, думающем. Как мне кажется, актуальна проблема под условным названием "Нет матрице!", можно попробовать сдвинуть ее на тренингах инновационной готовности методистов. По-новому стоит вопрос о профессиональных коммуникациях. И так далее, и тому подобное. Пишите, звоните, приезжайте.
На мой взгляд, совершенно необходим разговор о том, что условно можно назвать "синдромом конечной остановки": многим кажется, что после бурных дискуссий конца прошлого века о судьбе методических отделов в библиотеках здесь все более-менее (по сравнению с другими библиотечными службами) стабильно, устойчиво, "конечно". А между тем, ИМХО, именно методисты ("крепкие" профессионалы по умолчанию) должны (?) и могут (?) стать движущей силой в формировании адаптивной культуры библиотекарей. Предлагаю обсудить "Я-концепцию" современного библиотечного методиста, поговорить о методисте читающем, говорящем, пишущем, думающем. Как мне кажется, актуальна проблема под условным названием "Нет матрице!", можно попробовать сдвинуть ее на тренингах инновационной готовности методистов. По-новому стоит вопрос о профессиональных коммуникациях. И так далее, и тому подобное. Пишите, звоните, приезжайте.
Когда-то давно М. Л. Попова, заместитель директора ЦГБ Нижнего Тагила, назвала методистов "библиотечными гайдарами". Какими качествами должен обладать лидер, в том числе библиотечный? На сайте "Частный корреспондент" опубликованы фрагменты из книги американского спеца по лидерству Д. Максвелла "21 обязательное качество лидеров» http://www.chaskor.ru/article/hotite_byt_pervym_budte_27259. Не без забавности список.
ОтветитьУдалитьСпасибо за ссылку, очень любопытный список, заставляет задуматься. Подумалось: может быть дело в том, что методисты в библиотеках - неЛидеры? Или им не хватаем некоторых качеств из списка? Например, таких: инициативность, преданность делу, умение общаться и, самое главное!, ПЕРСПЕКТИВНОЕ ВИДЕНИЕ! Думаю, что многие методисты этим "грешат", или не видят перспективы сами, или не умеют показать ее другим, зажечь...
УдалитьА если вспомнить стратификацию библиотечных кадров "от " профессора Соколова, то к какой страте принадлежат в массе своей методисты? Наверно, к "авангарду" должны? Или достаточно, если это будут "крепкие" середняки? Несколько лидеров в одной библиотеке - "Лебедь, рак и щука"?
УдалитьЦитата: "Или им не хватаем некоторых качеств из списка? Например, таких: инициативность, преданность делу, умение общаться и, самое главное!"
УдалитьКак надоело заезженная преданность делу. Знаете, она иногда не развивает, а очень сильно тормозит процесс. Преданность делу становится тем болотом, в котором вязнешь.
"Преданность делу"..., да, звучит как лозунг из советского прошлого...НО! Считаю, что без него никуда. Можно назвать это другими словами, но смысл, я думаю, понятен.
УдалитьИ если методист не горит своей работой и не вкладывает душу и если, к тому же, он не Лидер, и, тем более, не "авангард", а так серединка на половинку, сам не знает куда двигаться, или знает, но никому не скажет, то это - крах методической службы как таковой в библиотеке!
внучонт, думаю, что настоящие лидеры всегда смогут найти общий вектор приложения своих ресурсов. Хотя "крепкие" середняки в роли методистов - тоже неплохой вариант, главное, чтобы это был не "балласт"...
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
Удалить"Преданность делу" - штамп, конечно. Но как много библиотекарей, которые ходят на работу только потому, что надо же где-то работать! Даже если ты не родился библиотекарем - найди в своей работе то, что будет "держать" (я не о зарплате!). ИМХО.
УдалитьИ про лидеров. Это штучный товар, к тому же часто лидер библиотеки не в директорском кресле и не в методическом отделе сидит, а где-нибудь в недрах книгохранения "прячется".
Полностью согласна и про "преданность делу", и про "найти в работе то, что будет держать", и про "штучный товар".
УдалитьТак ведь и надо этот штучный товар вытаскивать наружу, отряхивать пыль и давать некоторый простор для творчества, чтобы нашлось то, что может не только "держать", но и вдохновлять.
ФБ только что "подбросил" еще тему: "Надо жить так, чтобы на социальные сети не хватало времени!"http://www.facebook.com/groups/105006176253782/
ОтветитьУдалитьПрямого отношения к Школе методистов это, наверно, не имеет, но все же...
Интересная инициатива областной библиотеки… но вот нужна ли такая Школа? На мой взгляд, на сегодняшний день, как и 90-х годах прошлого века, как никогда уместен вопрос: «А нужен ли методист в муниципальной библиотеке?» Ведь вполне естественно, что инициативные, креативные библиотекари, владеющие современными информационными технологиями, особо не нуждаются в разного рода советах и рекомендациях. Все необходимое сейчас есть в Сети – и информация, и идеи, и онлайн-сервисы. И если что-то нужно для работы, то, например, мне значительно проще найти все самой, нежели объяснять методисту (который чаще всего далек от непосредственной работы с читателями!) ЧТО и ЗАЧЕМ мне нужно, и тем более выслушивать совершенно ненужные рекомендации, и тем более – директивные указания!
ОтветитьУдалитьХотелось бы услышать голос тех библиотечных систем, которые успешно развивается без методистов и методических отделов!
ОтветитьУдалитьДавно уже распалась единая система методического руководства библиотеками, поэтому и роль методиста должна меняться. Зачем «совершенно ненужные рекомендации, и тем более – директивные указания». Методист сегодня – это в первую очередь аналитик и исследователь, умеющий провести грамотный анализ, обобщить, систематизировать полученные данные, сформулировать проблему, предложить варианты решения данной проблемы. Может быть, методические отделы библиотек в скором времени станут консалтинговыми службами?
ОтветитьУдалитьГотовы ли к такой работе сами методисты? Что-то я сомневаюсь...
УдалитьИ где это "водятся" такие методисты, которые "в первую очередь аналитик и исследователь, умеющий провести грамотный анализ, обобщить, систематизировать полученные данные, сформулировать проблему, предложить варианты решения данной проблемы"??? Если таковые имеются, их прямо-таки в бронзе отливать надо!
УдалитьА если серьезно, то методисты сегодня - писари, которые сдают тонны ненужных отчетов, у которых не остается ни сил, ни, самое главное!, желания на то, чтобы узнавать что-то новое и внедрять в своей (или своих) библиотеке.
И это очень-очень печально!
Грамотные и интересные "варианты решений" часто отвергаются или саботируются на всех уровнях. А "инициативные, креативные библиотекари, владеющие современными информационными технологиями" - единичны и на вес золота. Иногда методисту просто приходится "биться головой об стену", и очень долго...
ОтветитьУдалить"Анонимному" просто не повезло с методистами.
Есть ведь еще и такая проблема: дисбаланс между приверженностью традициям (что вообще характерно для профессии) и готовностью менять и меняться. Плохо, когда методист бьется головой об стену, настаивая либо на первом, либо на втором. Как найти золотую середину (и надо ли ее искать?)? Как бороться с саботажем?
ОтветитьУдалитьЕсть приверженность традициям, а есть желание сидеть и ничего не делать, служа "выдавальщиком книг". Это разные вещи.
УдалитьЗолотую середину пытаюсь найти весь свой срок методистом, ища и находя компромиссы. Но пришла к выводу, что это невозможно делать всегда и со всеми. Просто, если после "битья головой об стену" дверь не открылась, нужно искать другие двери в других местах. Или передать полномочия "долбежки" в этом месте на других :-)))
А вообще у меня в отделе свободно место методиста (вечно!), второй год вакантно место методиста по работе с детьми. И что должен делать методист, каждый понимает по-своему.
P.S.Кстати, капча сильно снижает желание писать комментарии
О, да, желание сидеть и ничего не делать, или проводить мероприятия, никак не затрагивающие книги (худ. самодеятельность с переодеваниями). А тут вдруг какой-то методист предлагает какие-то новые формы работы... Реакция "выдавальщика книг" предсказуема...
УдалитьPS: присоединяюсь к высказыванию про капчу!
Зачем методисту "биться головой об стену" очень долго?..Я считаю, что если я долго, бесполезно бьющийся методист, то лучше начать с себя и спросить: на том ли я месте? мое ли это дело? и ...уйти совершать великие дела в другом месте?!
ОтветитьУдалитьКаждый сам определяет важность, длительность и результативность.
Удалить