суббота, 4 декабря 2010 г.

Задели за "живое", не впечатлили и возмутили: 100%-й интерес!


Велась моя тетрадь для записей по докладам следующим образом:
  • в форме записей обыденных, так называемое "горизонтальное мышление", когда пишем с первой страницы, в строку, слева на право, сверху вниз;
  • по-восточному, :) записи с последней страницы, иногда в колонку, а больше рисунками, было так: пишу внизу страницы, пишу потом вверху страницы и, напоследок - по центру страницы. И больше рисовала. Иллюстрации, схемы, таблицы, графики... Это я бы назвала "латеральным мышлением", по формулировке Качени Галины Михайловны.
Заинтересовало кое-что из доклада Акоева Марка Анатольевича, программиста ЗНБ УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, о мониторинге содержания научного и учебного процесса. А именно, способы оценки качества: оценить содержание научных результатов может только специалист, работающий в предметной области. библиотека может сделать "видимым" результат оценки. И проблема проверки качества: ожидать её можно только через 10-15 лет, - такое вот запаздывание результатов оценки.


Доклад гл.библиотекаря НБ УрГУ, Опариной Ольги Дмитриевны, о социокультурной динамике, а именно о переходе от традиций к современности. И что теперь библиотека (университетская) это не только информационные ресурсы, ИКТ и информационные потребности, но еще и информационная грамотность.

Из другого доклада М.А. Акоева, "Библиотека как сервис: ожидания читателей", я получила только негатив. Что игра в интернет-сервисы "для детей" (лишний для библиотек контент), а не серьезных работников, что блоги никогда не будут востребованы, как те же сайты. Сколько я всяких разных иллюстраций наделала на эту тему. Вот проведу социологическое исследование (уже и помощника нашла!) и опровергну его тезисы :)

Это было только начало, по "латеральному мышлению".


Немного традиционности.
Из доклада директора НБ УрГУ, Кузнезовой Клавдии Прокофьевны, мной взяты "на заметку" следующие формулировки:

Развитие информационного общества:
  • неравномерное развитие библиотек;
  • утрата приоритетности печатной продукции: "каннибализация" печатных книг электронными;
  • монетизация электронного контента и ценообразование;
  • участие библиотек в программе "Информационное общество".

Чем больше запретов, тем меньше читателей.

Персонификация услуг библиотеки - "без библиотекаря книги молчат".

Из докладагл.библиотекаря НБ ПермГТУ, Шардаковой Марины Владимировны, о информационной культуре читателей.
Проводить всем первым курсам университета, независимо от получаемого образования, лекции по библиографии.
Ежегодные круглые столы по информационной культуре.
Лекции "Психологические основы педагогического мастерства".

Из доклада директора Центра педагогического образования УрГУ, Поповой Ирины Васильевны, о актуальным межпрофессиональных решениях.
Дистанционное образование - коммерческая услуга библиотеки?
Устаревают знания, даже педагогико-образовательные. Требуются оперативные изменения!
Библиотека - совершенно другая среда, по сравнению с образовательными порталами.

А эта информация может заинтересовать! Презентация книг Фонда "Уральский центр Б.Н. Ельцина", спасибо за информацию исполнительному директору Фонда Кириллову А.Д. (адрес Фонда: Екатеринбург, Коминтерна, 16).
7 декабря (день Святой Екатерины!) в 12:30 в СОУНБ им.В.Г. Белинского. Возможность получить бесплатные экземпляры книг (о Кузнецове, Гагарине и Ельцине?).

Из доклада зам.директора НБ Нижнетагильской гос. соц.-пед. академии, канд ист. наук, Шабаршиной Ольги Викторовны, об искусстве читать в контексте культурно-просветительской деятельности.
В прошлом любая библиотека была ориентирована на массовую работу с читателями. Наше время - это время индивидуальной работы с читателем.
Публичные лекции.
Литературный клуб.
Театральная гостиная.
Читательские конференции.

Доклад Ефимовой Екатерины Александровны в основном выложен в ее блоге "Мышь библиотечная", для меня исследования, которые ею проведены, помогают понять смысл любого исследования и стремиться использовать их, проводить самостоятельно. Приведенная Катериной статистика наглядно показывает развитие, озвученное Клавдией Прокофьевной: "Если тебя нет в Интернете, то тебя нет" (не дословно!) ОЗНАКОМЬТЕСЬ!!! В блоге "Мышь библиотечная" также размещены аудиозаписи.

Мой доклад "Блоги: профессиональный рост и социальное взаимодействие молодых специалистов; библиотека и блогосфера" не существовал бы без предложения написать "что-нибудь о блогах", исходившего от другой выступающей, главного библиографа МУК "ЦБС" Озерского г.о. Челябинской области, Окуневой Анны Сергеевны. И предложения Ефимовой Катерины зарегистрироваться на сайте НБ УрФУ (для участия в Седьмой межрегиональной научно-практической конференции «Университетская библиотека: отвечая на вызовы времени»).

Кстати, о Анне Окуневой. Я в ответ предложила поучаствовать ей в конференции (переняла "эстафетную" палочку от Катерины, очевидно!). Получилось своеобразное "око за око"... :)
Её доклад "Библиотечные блоги как форма формирования профессионального сообщества" можно посмотреть в сообществе "Молодые библиотекари" в "Моём Мире".

Это мы (слева на право): Анна, Катерина и Татьяна :)

Понравился доклад Ессяк Екатерины Сергеевны, ассистента кафедры зарубежной литературы УрГУ. О современной зарубежной массовой литературе с т.з. комплектования.
Спрос на массовую литературу не зависит от имени автора.
Первое место, т.н. предпочтение, отдается тематике (тематический критерий). Второе - серии.
Жанровый критерий подразделяется на основные группы (по обращению к определенному жанру):
  • детектив + приключенческий роман;
  • любовный роман;
  • проза, философская и интеллектуальная;
  • научная фантастика + фэнтези;
  • триллер, хоррор.
Стихи не учитывались, так как спрос на них колеблется от 5 до 10 процентов, из числа всех обращений (скорее всего, 3,5-4%).

Директор НБ УрГЮА, Овчинникова Ольга Анатольевна и приглашенная ею Кавковская Ирина Геннадьевна (зав. отделом научной литературы НБ УрГЮА, показывала отдельную презентацию), представили доклад по воспитательной работе в форме выставок-бесед (встреча с автором), выставок-экскурсий и выставок-презентаций.

Воронская Ирина Геннадьевна подготовила доклад о трудовой адаптации молодёжи, современных тенденциях работы с персоналом. Многое из услышанного публиковалось еще в 2002 году, в выпуске "Молодые в библиотечном деле: Кадровая политика": сборнике материалов Первой международной научно-практической конференции "Молодые в библиотечном деле" (23-24 апреля 2001г., Москва) и заседания секции РБА "Молодые в библиотечном деле" (23 мая 2001г., Саратов). Особенно в докладах Макаренко Т.С. и Бутковской М.С. Но также был представлен опыт библиотек нашего региона.
Подходы к роли персонала (переход от управления трудовыми ресурсами и персоналом к управлению человеческими ресурсами).
Кадровая политика организации. Функции:
  • методологические принципы,
  • общие требования к персоналу и расходы на него,
  • выработка позиций по отдельным направлениям,
  • контроль персонала.
Немало было сказано о "вымывании" профессиями специалистами с небиблиотечным образованием (в настоящий момент, оказывается, и я "вымываю" библиотечное из библиотеки!).
Немало было сказано о психологической и профессиональной адаптации, стимулах для библиотекарей, контроллинге/контроле профессионала.

Как уже указывалось, можно прослушать аудиозаписи докладов в блоге "Мышь библиотечная" и должна появиться эл. версия сборника на сайте НБ УрГУ



9 комментариев:

  1. Спасибо за интересный и необычный анализ!

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, ты - молодчина!!! Думаю, библиотечному сообществу действительно не хватает "молодого мяса" (простите за жесткость). Ведь интернет не замещает ЖИВОЕ, а являет собой дополнительный инструмент, средство и тому подобное...реализации традиционных методов работы библиотечных учреждения. Очень жаль, что некоторые товарищи очень категоричны в отношении Библиотеки 2.0!

    ОтветитьУдалить
  3. Ну... библиотекари этот "дванольный" инструмент (блог, конечно!), как-то побаиваются использовать массово. Отдельные индивиды, которым особое "уважение и почет" (около 55 блогов в моей "Рассылке", скоро добавлю еще порядка 250-ти, спасибо "Bibnout"!) - показывайте себя публично, реально ВСЕМ, не только там, где вам интересно, но и там, где вас не ждут и куда вас не пускают (пишу с улыбкой :))), так как считаю, что библиотекарь-блоггер не тихоня, этот библиотекарь все преграды и "редуты" снесет, все окопы выровняет и окопавшихся в блоги привлекёт!)

    ОтветитьУдалить
  4. Читайте и здесь! http://my.mail.ru/community/librarian_y/4A85956F7FFC9EDF.html

    ОтветитьУдалить
  5. Пугают друг друга термином "виртуальный каннибализм". Хотя, возможно, и мы окажемся когда-то в ситуации невольных неприятелей новых ИКТ. А пока у нас другая роль... Кстати, кто-нибудь скажет про доклад на тему ИРБИС-64 в помощь комплектованию?! ;) С таких предвкушением готовилась заслушать сообщение. А в итоге - неясность, непонимание!

    ОтветитьУдалить
  6. Маргоша
    Действительно, очень интересный анализ. Читала с удовольствием;)) Танюш - молодец!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Все, написанное коллегой, интересно. У Тани видение нашей библиотечной работы совершенно другое, более современное что ли! Только вот про "я "вымываю" библиотечное из библиотеки!" как-то не очень красиво! Я считаю, что библиотекари с небиблиотечным образованием наоборот вносят новые веяния!

    ОтветитьУдалить
  8. Про "вымывание" не я сказала, а услышала... и покоробило это выражение, вот и отметила!))) по-моему личному мнению, а солидарна - библиотекари с непрофильным вузовским образованием вносят в "жизнь" библиотеки новую струю воздуха, "освежают" традиционное!

    ОтветитьУдалить
  9. На ноябрьских курсах повышения квалификации одна из преподавательниц выразила сожаление, что из нашей группы (12 человек) только одна женщина - с библиотечным образованием. Я спросила: "А моё образование (филфак университета) не котируется?" Она ответила: "Нет, потому что Вы не знаете библиотечного дела!"
    По итогам курсов мы проходили тестирование (как раз по всем вопросам библиотечного дела), и у меня был наивысший результат.
    Как говорится, без комментариев...

    ОтветитьУдалить