НОВЫЕ БИБЛИОТЕКАРИ (Лев Данилкин)
«Книга — последний аналоговый бастион», — говорит Джеф Безос, исполнительный директор Amazon, который запустил электронный ридер Amazon Kindle. Mp3, интернет и iPod навсегда изменили музыку. Торренты, video-on-demand и YouTube перевернули киноиндустрию вверх дном. Книги, несмотря на появление электронных ридеров, pdf и интернет-магазинов, — самое несовременное, самое традиционное, что у нас осталось. Но и этому стремительно приходит конец. С одной стороны, благодаря технологиям эволюционирует сама литература как вид искусства (напрашивающийся пример — романы и рассказы, написанные на и для мобильных телефонов), с другой — трансформируется сам процесс чтения.
Социальные сети, посвященные чтению, такие как Shelfari или Goodreads, — нечто среднее между огромным читальным залом и семинаром любительской литературной критики.
Первым делом человеку, решившему превратить чтение книг в публичную деятельность, имеет смысл создать виртуальную полку прочтенных книг. Затем вы становитесь критиком и приглашаете друзей поделиться своим мнением. А дальше начинается привычный фейсбук: «Ваш друг Эрик только что начал читать «Преступление и наказание» Достоевского», — заботливо сообщает новостная рассылка.
Тут же можно ознакомиться с первыми впечатлениями Эрика от прочитанного или поинтересоваться, что он думает о Петербурге Федора Михайловича. Далее следуют автоматические рекомендации и создание микрогруппы по интересам (от «Армии Дамблдора» до стаи фанатов Паоло Коэльо), внутри которой ведутся оживленные беседы.
Члены сообщества Russian Readers Club на Goodreads живо обсуждают, например, актуальность «Отцов и детей» Тургенева: «Может, «Отцы и дети» читаются так свежо потому, что это русская книга, а русская литература любого периода всегда наполнена политической и социальной борьбой? В конце концов, Базаров — первый литературный большевик!» — рассуждает некто Эрма из Торонто. Отдельное удовольствие — подглядывание за соседями, среди которых встречаются заядлые книжные черви («Анна — 1078 книг») и едва оперившиеся дилетанты («Эрик — 61 книга»).
Кроме того, участники книжных комьюнити предаются любимому занятию любого сетевого деятеля — коллаборативной фильтрацией, или, проще говоря, составлением списков: «Лучшие книги XX века» (в частности, «Убить пересмешника» и «Над пропастью во ржи»), «Самые тошнотворные книги всех времен» (лидируют «Сумерки» и «Код да Винчи»), «20 книг, которые нельзя не прочесть в детстве» и т. д. Чтецы 2.0 занимаются также крайне полезным делом — каталогизацией книг. Для каждой составляется нечто вроде анкеты: общая аннотация, краткое содержание, сюжет, первая фраза, набор любимых цитат, главные герои, книги, которые повлияли на эту книгу, книги, на которые повлияла эта книга…
Фото: Алексей Кузмичев
Сколько отличных мыслей и идей. Библиотекарям надо бы брать на вооружение и делать выводы.Представители социальных литературных сетей то и дело появлялись в нашем блоге и приглашали к сотрудничеству. НО, как ни странно, материалы о книгах привлекали мало посетителей. Да и в этой статье все примеры взяты не из Рунета
ОтветитьУдалитьСогласна. Когда вокруг новая формация читателей, без нового библиотекаря не то что традиционные мысли и идеи библиотеки, по сей день считающиеся приоритетными в большинстве библиотек, но и сами библиотеки, существующие по "привычке" (сценарию работы до "нулевых") - никому не нужны. Новому читателю - новую библиотеку. Но никакая новая библиотека не спасется без библиотекарей новой формации, знающих традиции и шагающих в ногу со временем! :)
ОтветитьУдалить