вторник, 29 июня 2010 г.

Информационщик - кто это?

журналист, копирайтер? программист, постановщик? информационный архитектор, контент-менежер? аналитик, эксперт? инженер по знаниям? библиотекарь, библиограф?...
Наверное, всего по-немногу. Примем как данное: специалист по работе с информацией. Хотя очень обширно и неконкретно. Поэтому, поясню на примере информационного проекта.

Над проектом "Электронная семантическая библиотека" трудятся две группы исполнителей - разработчики и информационщики. Разработчики - постановщики, программисты, тестеры. Информационщики - те, кто работает с наполнением системы. И это не просто - знай, вколачивай в базу данные. Во-первых, знай Что вколачивать (поиск, отбор информации). Во-вторых, знай, Как вколачивать (структурирование). В-третьих, анализируй "вколоченное" - как пользователь воспринимает: удобно, понятно, полно, релевантно и пр. В-четвертых, создавай свои собственные информационные фрагменты - тексты, комментарии, фото. Затем оценка (взгляд сверху) всего контента, выбор путей корректировки. В итоге (идеале) - создание настоящей базы знаний. Информационщик вносит предложения в группу разработчиков по улучшению системы - в модулях редактирования и просмотра. Т.е., чтобы и редакторам было удобно, и пользователю прозрачно. Кроме того, "информационщики высшей категории" работают с тестерами бок о бок и выявляют технические ошибки. А также модерируют несколько библиотек (баз) на выявление смысловых ошибок.

Возможно, термин "информационщик" нами придуман. И в теории такие специалисты называются совсем по-другому. Но, как я люблю говорить, - мы ж практики :)) И если человек не получал специального образования в сфере айти с уклоном на информационные системы и представление знаний, но понял все, что изложено в этом посте простым человеческим языком и захотел поучаствовать в проекте - то ... (слухи донеслись) коллективу нужен сотрудник. :)

Нашла близко к теме несколько приятных ссылочек, хочу поделиться двумя:

Размышлизмы о библиотеках - всяких разных

Поработав прилично в биб-среде, пришла к выводу, что мы с трудом можем выскочить из своей оболочки (биб-штанишек) и посмотреть на себя и библиотеки сторонними глазами. Причем, не определенными "глазами" - управленца из мин-ва, читателя, издателя, а "абстрактными". Просто человека (существа :))
Гипотеза - человек, не работающий в библиотеке, размышляет о библиотеках на современном этапе.

Вузовские библиотеки. Будут всегда, пока есть высшее образование. Находятся "внутри" своей целевой аудитории. Информационные потребности читателей - ясные, четкие. Трио "студент-преподаватель-библиотекарь" - это плюсы для комплектования, самообразования, использования доп. рабочей силы (студентов на практике, напр).
Школьные библиотеки. Скорее всего, от того, как "вырастет" школьный библиотекарь, будет зависеть их судьба. Плюсы - сообщество, желание расти, Ястребцева Елена с сотоварищами как опора на уровне страны :), "Учебная книга" - как опора на уровне Свердловской области.
Муниципальные библиотеки в небольших городах. Нужны или должны очень быть нужны своему городу (читай: жителям и администрации). Велико значение информационной составляющей - прошлое и настоящее города в цифрах, фактах, статьях. Плюсы: не просто архив - аналитика, "справочное бюро", площадка для культурных событий, поддержка имиджа города/поселка.
Библиотеки в районах города для жителей этих районов. .... Мыслей мало. Плюсы для горожан - рядом с домом можно сделать копию документов, пенсионерам бесплатно поучиться на компьютерных курсах.
Библиотеки специализированные (для слепых, межнациональная). Плюсы - свои читатели, своя специфика. Правда, хотелось, чтобы во всех без исключения библиотеках можно было обслуживать людей с ограниченными возможностями.
Библиотека детско-юношеская (большая, областная). Вспомним гипотезу (я - не работаю в биб-ке:), но слышала, что там спецы. Так что это и есть плюс. В телевизоре светятся, в интернете тоже, детей любят, книжки читают, умные и красивые. Наверное, все сделают, чтобы библиотека жила и процветала.
Библиотека областная научная универсальная. Новые книги, журналы и базы данных по всем отраслям знаний? Высококлассные специалисты по работе с информацией (сбор, поиск, аналитика, структурирование...)? Разработчики инновационных информационных проектов? Партнеры министерства науки и промышленности, министерства образования? Если все ответы положительные, то да, эта библиотека жизнеспособна. ))

Это всего лишь размышлизм. Какого-то человека. О каких-то библиотеках.

четверг, 17 июня 2010 г.

В какой точке виртуального пространства находятся сегодня библиотеки области и что с этим делать?

Завтра, 18 июня, в Белинке министерство культуры проводит семинар-совещание с участием руководителей муниципальных органов управления культурой области; в программе - такие острые "наши" вопросы: перечень и содержание услуг, оказываемых населению в электронном виде; Всероссийская перепись библиотек и комплектование фондов; региональный компонент приоритетных нацпроектов в сфере культуры... Мне предложено поведать, что мы должны и можем сделать сегодня, чтобы обеспечить удаленный доступ к нашим услугам завтра... Обещаю познакомить посетителей блога с ходом обсуждения и выводами этого совещания!

вторник, 8 июня 2010 г.

О статье в "Уральском рабочем" от 2 июня 2010 года

Смотреть по сылке.
Случайно вчера утром на канале "ОТВ" посмотрела обзор печатной прессы за прошедшую неделю (повтор программы от 06.06.10г.).
И две фразы: про "Фауста" Гёте и Достоевского (от имени библиотекарей), про реалистичность (от имени уральских писателей), - были осмеяны и библиотекарям был вынесен вердикт: библиотекари ищут то, чего нет и не может быть, а упомянутые "единицы" - исключения из правила (не цитирую, а выражаю сложившееся мнение о просмотре программы!).
Сегодня прочла эту самую статью не в интернете, а в самой газете... Подумала...
И решила: как всегда, что не ново, люди, поверхностно читающие прессу, судят по спорным фразам и мнению, выраженную со стороны людей, остро переживающих за классическую художественную литературу.
И сразу вспоминаю основные тезисы Натальи Николаевны Сметанниковой (г. Москва, выступала в г. Челябинске на Форуме): начиная с моды, надо показать людям престиж, вызвать интерес и показать, что чтение - это нормально, и что таково, что кто-то читает "Войну и мир" Л.Н.Толстого как сагу "Сумерки" С.Майер - за 5 дней, а кто и за 3 дня осваивает все четыре книги, и каждому нравится своё: Наташа или Белла, главное, чтобы для души читать!
)))

пятница, 4 июня 2010 г.

Как нам реорганизовать профессиональную тусовку?

Некоторое время назад мы обсуждали идею проведения "неконференции" с "недокладами", "нерегламентом" и "неведущими" (ряд можно продолжить...) ... Идея начинает обрастать подробностями... Прозвучало, например, предложение "нетему" встречи сформулировать примерно так: "Библиотека как перекресток - идей, смыслов, мнений"; разговор выстроить как обмен "любезностями": библиотекари выйдут с мечтой об идеальном читателе и "своей" идеальной библиотеке, друзья библиотекарей - читатели и нечитатели - со своими "мечтами" об этом же! Мечту можно облечь в какую угодно форму - хоть сорокаминутного методического доклада, хоть хоровой песни!
Вот такой старт! Предлагаю начать обсуждение! Приглашаются библиотекари, уставшие от скуки докладов-отчетов! Приветствуются идеи завиральные и хулиганские! Авторы самых дерзких предложений могу рассчитывать на место в "непрезидиуме"! Так победим!

среда, 2 июня 2010 г.

Приятная новость.

В нашем полку прибыло.
Поздравляем коллег из Камышловского городского округа с открытием сайта.
Желаем им дальнейшего развития и процветания!

















Своими впечатлениями о сайте можно поделиться в комментариях, а так и на сайте http://www.kambibl.narod.ru/ в рубрике гостевая книга.